Согласно прогнозу Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ), производительность труда в сегменте «транспорта и логистики», благодаря внедрению цифровых решений, может вырасти на 20% к 2030 году.
О том, как прокачивают эффективность бизнес-процессов уже сейчас, «Логирус» решил выяснить на примере IT-решения для управления временными слотами на складах.
Этот год стал для бизнеса периодом колоссального роста издержек. Так, по подсчетам IBC Real Estate, стоимость складской аренды в Московском регионе по итогам III кварталов выросла на 41% – до 7 900 рублей за квадратный метр. Дефицит линейного персонала усиливается, а спрос на рабочие руки растет. Так, за январь-октябрь потребность российских компаний в кладовщиках выросла на 37%, в грузчиках – на 34%, водителях погрузчиков – на 43%, подсчитали в HeadHunter. Как следствие, зарплаты складского персонала увеличились в среднем на 9-30%.
– На фоне роста издержек бизнес старается не допускать перерасхода ресурсов, – отметил генеральный директор «АНТ Технолоджис» Александр Усов.
Однако сейчас в самом разгаре «высокий сезон», когда нагрузка на склады и распредцентры кратно возрастает до 3-4 грузовых машин на одни ворота в час, добавил эксперт. Таким образом, на погрузочно-разгрузочные работы отводится от 15 до 20 минут. Чтобы уложится в такие жесткие нормативы, необходима автоматизация, уверен Александр Усов.
(В «высокий сезон» нагрузка на склады и распредцентры возрастает до 3-4 грузовых машин на одни ворота в час. Из-за этого на погрузочно-разгрузочные работы отводится от 15 до 20 минут)
Ключевая потребность – ритмичная и своевременная отгрузка со склада. Для обеспечения такой работы необходимо управлять ожидаемым временем прибытия на склад транспортного средства. Отталкиваясь от этого показателя, можно своевременно собрать и подготовить заказ к отгрузке. Чтобы этого добиться, некоторые компании ведут графики прибытия грузового транспорта либо в Excel, так как это универсальный IT-инструмент, либо в различных имеющихся в распоряжении логистов или работников склада программах, например, «1C» и другие, рассказал собеседник «Логируса». Для этого выделяется отдельный сотрудник, который обзванивает транспортные компании, выясняет к какому часу на склад приедет машина и фиксирует собранные данные в таблице. На их основе работники склада готовят товар к отгрузке: комплектуют заказ, упаковывают его, маркируют и доставляют в зону погрузки.
– Такой «ручной метод» может быть рабочим только для малого и микробизнеса с оборотом менее 1 млн рублей в месяц и складом в несколько десятков квадратных метров, – допускает Александр Усов. – Среднему и крупному бизнесу необходимо автоматизированное решение на стыке TMS и WMS, которое обеспечит понятное и удобное взаимодействие складской и транспортной логистики, будет работать связующим звеном. Таким удобным и эффективным инструментом выступает система управления временными интервалами погрузочно-разгрузочных работ.
До 2023 года для управления временными слотами на складах российские компании активно использовали иностранные решения, в том числе платформу Transporeon. Она работала по модели «программное обеспечение как услуга» или SaaS. Такие решения размещаются в облаке и доступны пользователям через Интернет. Однако в 2023 году иностранный поставщик сервиса ушел с российского рынка, остановив обслуживание российских клиентов.
– Ранее мы работали на платформе Transporeon. Она позволяла в режиме реального времени полностью онлайн управлять погрузочно-разгрузочными операциями на складах всех производственных площадок компании в России, – рассказал начальник склада готовой продукции «Арнест Упаковочные Решения» Аркадий Лавренюк. – Это три действующих завода по производству алюминиевой банки и единственный в России завод по производству алюминиевой крышки. Компания оперирует восемью складскими помещениями, расположенными в разных регионах России. В сутки – порядка 300 погрузочно-разгрузочных операций по всем локациям для более 100 контрагентов.
После ухода Transporeon с российского рынка, у «Арнест Упаковочные Решения» было всего 1-2 месяца для поиска новой платформы и ее доработки под необходимый функционал, добавил собеседник «Логируса». При этом старая платформа могла отключиться в любой момент, что «создавало угрозу транспортного коллапса вплоть до полной остановки производства из-за переполненности складов», вспоминает Аркадий Лавренюк.
В качестве замены «Арнест Упаковочные решения» выбрал программу Ant Time Slot Management, разработанную «АНТ Технолоджис» и предлагаемую также по модели SaaS.
– Модель «программного обеспечения как услуги» мы выбрали не случайно, – отметил Александр Усов. – Они выгоднее, так как все затраты на поддержание рабочей инфраструктуры и сервисное обслуживание несет поставщик программного обеспечения.
Также SaaS не требует затрат времени и ресурсов компании на интеграцию. Пользователи просто оформляют ежемесячную или ежегодную подписку, проходят мини-тренинг и через несколько часов программа может быть запущена в работу, пояснил Александр Усов. Например, интерфейсы ant Time Slot Management спроектированы с расчетом на широкую аудиторию, поэтому даже технически сложными приложениями в большинстве случаев можно пользоваться с минимальным запасом IT-компетенций. И что немаловажно, внешние контрагенты, участвующие в планировании транспортных средств и бронировании временных окон, работают с программой, размещенной в Центре обработки данных и не имеют доступа к инфраструктуре заказчика. А значит не могут нанести ей ущерб, подчеркнул эксперт.
(После ухода Transporeon с российского рынка, у «Арнест Упаковочные Решения» было всего 1-2 месяца для поиска новой платформы по управлению временными слотами на складе. При этом старая платформа могла отключиться в любой момент, что грозило компании транспортным коллапсом)
– Ошибочно думать, что на сегодняшний день основная аудитория бизнес-пользователей услуг SaaS – это небольшие и средние компании, которые не готовы рисковать крупными инвестициями в собственную IТ-инфраструктуру, либо просто не имеют такой возможности, – отметил эксперт.
Крупные организации также активно используют подобный тип сервисов, добавил собеседник «Логируса». Особенно, если это компании с территориально распределенной инфраструктурой, которым необходимо обеспечить для своих сотрудников, как в центральном офисе, так и в филиалах, доступ к общим базам данных, приложениям и сервисам, как это было у «Арнест Упаковочные Решения». Привлекательным такой подход становиться особенно тогда, когда надо дать доступ внешним пользователям и вместе с тем, обезопасить собственную инфраструктуру от негативного воздействия.
Программа Ant Time Slot Management может использоваться как автономно, так и во взаимодействии со смежными программами заказчика. На старте компании чаще всего выбирают «автономный» способ использования, рассказал генеральный директор «АНТ Технолоджис» Александр Усов. Потому что это самый быстрый способ начать работу в системе.
– Все, что нужно – это пройти часовой тренинг, – отметил собеседник «Логируса». – Тренинг проходит «администратор системы», которого назначает заказчик. Им чаще всего назначают специалиста по складской логистике предприятия. Не представителя IТ-индустрии, а именно «человека» от бизнеса, понимающего болевые точки склада и видящего цели и задачи, которые надо достичь. Мы его учим настраивать и редактировать шаблоны расписаний временных окон для прибытия транспорта, управлению ролями, встроенной в систему отчетности, регистрации и взаимодействию с контрагентами, как работать на проходной, как управлять назначением ворот отгрузки, погрузки. Заказчики получают пакет обучающих материалов, в которые входят учебные видео как для самой компании, так и для ее партнеров из числа перевозчиков.
Освоив азы работы в системе, заказчик начинает подключать к ней проверенных партнеров-перевозчиков или контрагентов, добавил эксперт. Новый пользователь получает ссылку, авторизуется в системе, регистрируется в личном кабинете и приступает к работе. При этом каждый перевозчик видит данные только по своему автопарку и общее расписание доступных для бронирования слотов. Вся картина доступна только собственнику склада, отметил Александр Усов. Таким образом, информационные интересы всех участников процесса защищены.
– Наше ПО размещено на базе одного из ведущих российских Центров обработки данных. Он обеспечивает обслуживание нашей базы данных, резервное копирование, при необходимости восстановление информации, защиту от хакерских атак и взломов и т.п., – подчеркнул генеральный директор «АНТ Технолоджис».
При необходимости Ant Time Slot Management может быть интегрирована с WMS или TMS системами партнеров по API. Так, из системы управления транспортными перевозками можно в автоматическом режиме получать данные о назначении машин в рейсы и бронировать временные слоты для погрузки на складе, привел пример Александр Усов. А интеграция с системой управления склада позволит в автоматическом режиме назначать свободные ворота, к которым может подъехать фура, или «увязать» сформированные для отгрузки заказы в ERP с конкретной машиной при бронировании временного окна.
(Типовая схема организации процесса взаимодействия перевозчика со складом в системе Ant Time Slot Management)
Базовая функция системы для склада – это создание расписания временных окон, которые основываются на доступности ресурсов склада для разгрузки или погрузки, рассказал Александр Усов. Для этого могут быть использованы шаблоны на различные режимы деятельности: на праздничные дни, выходные, на пиковый сезон, для ночных смен и т.д. При формировании шаблонов расписания система основывается на разном времени обработки грузовиков, учитывая тип транспортного средства, вид груза и упаковки, характер погрузочно-разгрузочных работ.
– Это важно, так как одно дело разгрузить фургон, а другое – большегрузную фуру. То же самое и с типом груза: палетированный можно обработать быстрее, коробки выгружать придется дольше. Под каждый из параметров склад может настроить собственный временной норматив погрузочно-разгрузочных работ, исходя из собственных ресурсов: наличия персонала и техники, – пояснил Александр Усов.
Глубину бронирования склад определяет самостоятельно. На площадках «Арнест Упаковочные Решения», например, для планирования выбран недельный цикл с ежедневным внесением корректировок в уже сформированное расписание. По просьбе компании, в частности, «АНТ Технолоджис» разработала функционал «смены забронированного временного слота». Он применяется если перевозчик по каким-то объективным причинам не может приехать в назначенное для него время. В этом случае он отказывается от брони на слот и на это время записывают другую фуру.
– Мы стараемся, чтобы система постоянно развивалась с точки зрения возможностей и удобства использования, – отметил эксперт. – Так, например, перед складом одного из наших заказчиков дорожники укладывали новый асфальт и поэтому схема заезда на территорию объекта изменилась. Нужно было оповестить об этом партнеров. Для решения этой задачи мы внедрили в систему баннеров, на которых можно разместить любое объявление и повесить их на видное место в окне бронирования интервалов, чтобы эта информация была наглядна всех контрагентов склада.
Благодаря системе Ant Time Slot Management, склад получает сбалансированный график прибытия транспортных средств, поделился опытом эксплуатации Аркадий Лавренюк, начальник склада готовой продукции «Арнест Упаковочные Решения». Это помогает самой компании планировать и эффективно использовать персонал и технику, а ее контрагентам – самостоятельно выбирать удобные временные окна и склады для отгрузки продукции.
– Следующий этап – это расширение функционала, например, интеграция с бухгалтерской отчетностью и возможность более точно планировать количество персонала, необходимого для работы складов в конкретную смену, – поделился планами собеседник «Логируса».
Перевозчики, помимо бронирования свободных слотов в системе, могут в режиме онлайн отследить, что происходит с их машинами на территории склада.
Для этого в Ant Time Slot Management предусмотрены 4 контрольные точки: проезд через проходную, постановка у ворот или дока, окончание погрузки, убытие с территории. Кроме того, при бронировании временного слота перевозчик может скачать сгенерированный системой QR-код. Он станет для него пропуском для въезда на склад. Этот код можно либо распечатать, либо предъявить в электронном виде, например, с монитора телефона. Также он содержит полезную для водителя информацию: время въезда на территорию и номер ворот, к которым ему назначено подъехать для загрузки.
Сбалансировать распределение прибывающего транспорта, исходя из ресурсов склада.
Минимизировать время ожидания грузовиков на территории склада.
Автоматически формировать план прибытия машин на разгрузку/погрузку в заданный период.
Снизить операционные затраты склада.
Обеспечить прозрачное взаимодействие с транспортными контрагентами.
Получать аналитическую отчетность для оценки эффективности работы склада и грузовой техники.
До конца этого года «АНТ Технолоджис» планирует закончить разработку и внедрить telegram-бот для уведомления своих контрагентов о тех или иных событиях. Это приоритетная для компании задача, отметил Александр Усов. Рассылку таких сообщений также можно будет настраивать по определенным параметрам: время, адресаты и т.п.
В 2024 году «АНТ Технолоджис» намерена расширить сценарии, которыми могут пользоваться компании при бронировании временных слотов. Помимо указания вида грузового средства, типа груза и его упаковки в системе можно будет выбирать, сколько единиц складского персонала будет задействовано в погрузочно-разгрузочных работах.
Еще одна задача на следующий год – это «расширенное управление двором», поделился планами Александр Усов. В частности, в систему будут заведены дополнительные точки контроля: направление на контрольные весы, результаты взвешивания, отправка в диспетчерскую за документами, время выдачи закрывающих документов.
Приняв решении о запуске частичной или полной автоматизации складских процессов, компании необходимо взвешенно подойти к выбору партнера-интегратора. В частности, будущий IT-партнер должен соответствовать следующим критериям, уверен генеральный директор «АНТ Технолоджис» Александр Усов:
1. Опыт интегратора
Если клиентская база интегратора соответствует уровню вашей компании, то он, скорее всего справиться с поставленными перед ним задачами. Так как он с ними уже знаком и что-то подобное уже реализовывал для других игроков рынка.
2. Функциональность программного продукта
Важна архитектура и IT-решения и использование интегратором современных баз данных. Использование устаревших технологий чревато проблемами при интеграции, сбоями в работе и частичной или полной потерей данных.
3. Стоимость внедрения
Подрядчик, который может предоставить прозрачную и адекватную оценку стоимости проекта, включая интеграцию, обеспечивает вам более точное понимание бюджета и предотвращает возможные финансовые сюрпризы в процессе реализации.
4. Сопровождение и развитие платформы Внедренец, который предоставляет возможность сопровождения, регулярных обновлений и поддержки, обеспечивает надежное и стабильное функционирование платформы. Более того, способность компании предложить план развития системы подчеркивает ее готовность к долгосрочному сотрудничеству. Развитие может включать в себя добавление новых функций и адаптацию к изменяющимся требованиям рынка, а также учет индивидуальных особенностей бизнес-процессов заказчика.
Выставка СЕМАТ Russia | 17 – 19 сентября 2024 | Крокус Экспо, Павильон 1, Зал 4, Стенд D315
Компания «АНТ Технолоджис» объявляет о переводе системы ant Time Slot Management в промышленную эксплуатацию после успешного завершения проб...
Поговорим о программном обеспечении, предназначенном для управления транспортными средствами на прискладской территории. О его назначении и ...
Компания Mantis получила награды и призы на церемонии награждения Supply Chain Awards 2022
Андрей Хвостиков
+7 (495) 785-72-28